Библиотека

Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну
Пережито-забыто, ворошить ни к чему
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдэйл, перевод Льва Жданова

Слово «Апокалипсис», для древних греков означавшее лишь «раскрытие, откровение», приобрело пугающее значение еще в древние времена, и послужило тому каноническое Откровение Иоанна Богослова. Описание многочисленных ужасных катаклизмов, которые должны предшествовать второму явлению Христа, многими рассматривается как описание глобальной катастрофы, или же конца света. И все направление постапокалиптической литературы рассматривает события возможного будущего именно с такой точки зрения: ничего хорошего не будет.

Хотя по большому счету жанр постапокалипсиса описывает не глобальный конец всего сущего, а скорее потерю привычного образа жизни, комфорта, безопасности, уверенности в будущем. Современного человека легко выбить из колеи простым выключением света, что уж говорить о внезапном крушении всей окружающей действительности.

О том, как вдруг может рухнуть вся цивилизация, и что за этим последует, написаны сотни книг. При этом основные каноны жанрабыли заданы очень много лет назад.

Во-первых, причины катастрофы. Бывают они самыми разными, но все их разновидности можно свести к некоторым основополагающим причинам.

В классических произведениях чаще всего фигурирует «нечто из космоса» (инопланетяне, астероиды, занесенный на том же метеорите вирус, взрыв и так далее).

Во время эпической холодной войны между СССР и США добавились сюжеты о последствиях третьей (четвертой, пятой) мировой войны и глобальной ядерной катастрофы.

Примерно тогда же появились «безумные ученые», «эксперименты военных» и другие техногенные катастрофы. Их разнообразие, по сути, сводится к большому взрыву (ядерный коллайдер, например) или тому же вирусу, только на сей раз искусственного происхождения.

Ряд прочих разновидностей можно классифицировать как «что-то вдруг произошло»: мутировал вирус гриппа, вода вдруг стала отравленной, люди внезапно сошли с ума или просто куда-то исчезли. Причины обычно остаются до конца не понятными или все валится намистические происшествия. Сюда же можно отнести зомби-апокалипсис: облучение и вирусы, на которые чаще всего сваливают появление ходячих мертвецов, современной науке неведомы.

Относительно свежее течение: цивилизация просто рухнула под собственной тяжестью, перенаселение привело к исчерпанию природных ресурсов, голоду и тотальному вымиранию. Как вариант: слишком полагаясь на технику, люди прошляпили момент, когда техника обернулась против них (власть над миром захватил супер-компьютер, роботы взбунтовались и так далее).

Модный экологический вариант: таяние полярных льдов, влияние озоновых дыр, новый ледниковый период.

Наконец, частная разновидность ядерного апокалипсиса: локальный,взрыв атомной станции. Этот вариант выделился в отдельное направление под влиянием Чернобыльской аварии.

Во-вторых, в центре повествования обычно оказывается не сама катастрофа, а ее последствия (иногда действие происходит через сотни лет после трагедии) и выживание останков человечества. Внимательному исследованию обычно подвергаются новые социальные отношения и пересмотр моральных норм существования.

В-третьих, обычно ни одно произведение не кончается на пессимистичной ноте «и умерли все, кто до сих пор еще держался». Согласно писателям, у человечества всегда есть надежда если не возродиться, то хотя бы выжить.

Можно назвать много причин популярности книг этого жанра у населения. Это и порция адреналина, как от реалистичного ужастика, и подспудное желание избавиться от навязанных обществом устоев (не зря многие любят в катастрофах прежде всего сцены разграбления магазинов). И попытки примерить на себя новый образ жизни: а я выживу? А я справлюсь? А вот так я смогу? Наконец, многие рассматривают подобную литературу как в своем роде учебную. Неважно, чему учат на занятиях по гражданской обороне! Вот в книжках выживают те, кто делает так-то и так-то, а значит…

Мы решили собрать достойные внимания книги на постапокалиптическую тематику в нашей библиотеке.

Классические постапокалиптические книги

Классический постапокалипсис

Книги, определившие лицо и правила жанра на многие годы вперед. Хотя со времени их написания прошло много лет, они не утратили и доли своего эмоционального заряда.

Серии российских издательств

Многие российские издательства отдали дань постапокалиптическиму жанру. По сложившейся традиции книги сходной тематики объединялись в серии.

Серия S.T.A.L.K.E.R.

Серия S.T.A.L.K.E.R.

Самая успешная серия новеллизаций. Инициатором издания серии книг по вселенной S.T.A.L.K.E.R выступила компания GSC Game World. С 2007 года книги серии выходили в издательствах ЭКСМО, «Астрель» и АСТ, в настоящее время прав на использование бренда у них нет. Издательство «Астрель» продолжает серию под титулом СТАЛКЕР, использовать это слово, а также идеи и образы из романа «Пикник на обочине» они могут с разрешения Бориса Стругацкого.

Серия «ТЕХНОТЬМА»

Серия «ТЕХНОТЬМА»

Постапокалиптический мир погружен в технологическую тьму. Если попытаться представить героев серии Fallout или фильмов «Безумный Макс», родившихся и выросших на российских просторах, то получится атмосфера этой серии. Серия выпускалась издательством АСТ, отдельные книги по тематике выходили в издательство «Астрель».

Серия «Апокалиптика»

Серия «Апокалиптика»

Издательство ЭКСМО выпускало под этой рубрикой книги отечественных и зарубежных авторов. Вышло 15 томов.

Серия «Русский Апокалипсис»

Серия «Русский Апокалипсис»

Серия, пришедшая на смену закрывшейся серии «Апокалиптика». С 2001 года под этой рубрикой выходят новые боевики и переиздания русскоязычных авторов.

Серия «Кремль 2222»

Серия «Кремль 2222»

Издательство «Крылов» выпустило 24 тома серии, в которой идет рассказ о жизни после войны с использованием биологического и химического оружия. В этой вселенной Кремль – один из немногих сохранившихся островков существования выживших.

Серия «Z.O.N.A»

Серия «Z.O.N.A»

Вселенная «Зоны» во многом родственна миру «Сталкера»: зона темных природных аномалий столь же сурова и непредсказуема. Издательство «Крылов» выпустило около 15 книг из этой серии.

Серия «Атомный город»

Серия «Атомный город»

Под общим названием объединены довольно разнородные книги, общим для них является лишь разрушенная цивилизация. Издательство «Крылов».

Серия «Анабиоз»

Серия «Анабиоз»

Межавторская серия, начало которой положил писатель Сергей Палий. Он придумал новый способ перезагрузить цивилизацию: все человечество по непонятным причинам впало в анабиоз на тридцать лет, за это время вся инфраструктура была полностью разрушена по естественным причинам. Выпустив 10 книг, издательство ОлмаМедиаГрупп закрыло серию как нерентабельную.

Серия «Эпицентр. Ядерная Фантастика»

Серия «Эпицентр. Ядерная Фантастика»

Еще одна серия о выживании после ядерной войны без жестких правил. Издательство «Яуза; ЭКСМО» закрыло серию, выпустив меньше десятка книг.

Серия «После ядерной войны. Мир большой тьмы»

Серия «После ядерной войны. Мир большой тьмы»

Издательство ЭКСМО начало эту серию с книг писателя Бориса Громова, другие авторы использовали его мир, осветив события и вещи с разных точек зрения.

Серия «Метро 2033»

Серия «Метро 2033»

Успех книги Дмитрия Глуховского породил новую вселенную – мир постядерного метро. Действие книг серии давно выплеснулось за пределы Москвы и даже России, однако во всех произведениях окружающие условия не дают людям надолго покидать туннели метро.

Документальные книги

Документальные книги

Книги из серии «как все было на самом деле».

Книги вне серий

Книги вне серий

Все, что по каким-либо причинам не вошло ни в одну из категорий.

Любительские произведения

Любительские произведения

Фанфики, «пробы пера», неопубликованные расказы и повести, первоначальные, «черновые» варианты книг и все, что можно отнести к некоммерческой литературе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>